Правила дорожного движения и эксплуатации автомобиля предусматривают наличие обязательного тормоза только для автоприцепов грузоподъемностью от 750 килограмм. Однако опытные автомобилисты предпочитают устанавливать его дополнительно на прицепы и полуприцепы с меньшими показателями допустимой массы перевозимого груза. Это помогает:
- уменьшить тормозной путь,
- обеспечить безопасность других участников дорожного движения,
- увеличить срок эксплуатации устройства,
- сделать управление тягачом легче.
В статье расскажем про виды тормозных систем прицепа, их комплектацию и принцип работы. Надеемся, эта информация поможет вам обезопасить себя и свой автомобиль во время перевозок.
Виды тормозов для прицепа
Вне зависимости от количества осей на устройстве — одной или двух — различают два типа систем:
- Электро-гидравлическую или автономную неинерционную. По устройству и принципу действия она напоминает автомобильную — подключается напрямую к механизмам автомобиля и управляется из салона машины. Недостатками электро-гидравлических тормозов являются высокая стоимость, сложность установки и ремонта без помощи специалиста.
- Инерционную. Этот вариант проще и дешевле автономного. Опытные автомобилисты могут установить его самостоятельно. Она подходит для прицепа легкового автомобиля грузоподъемностью до 3500 килограмм. Может быть механической и гидравлической. Гидравлика дороже, но требует меньше ухода, чем механика — она герметична, поэтому механизмы надежно защищены от влаги и повреждений.
Второй вариант тормозной системы для автоприцепов более популярен на территории СНГ и Европы. Остановимся на нем подробнее.
Устройство инерционных тормозов
Конструкция состоит из тормоза наката, тормозного привода, колесного тормоза. Последний элемент по комплектации и принципу действия напоминает аналогичное устройство в автомобиле: тормозной щит и барабан, ступицы, колодки, распорный замок, рычаг свободного обратного хода. Два первых комплектующих стоит рассмотреть отдельно.
Тормоз наката
Выполняет функцию принятия энергии инерции и передачу ее остальным элементам системы. Включает в себя:
- Замковое устройство или сцепную головку. Его функция обеспечивать безопасную сцепку автоприцепа с транспортным средством. Иногда опытные автолюбители устанавливают вместо него стабилизаторы, но это потребует дополнительной очистки фаркопа от смазки.
- Шток или плунжер. Представляет собой трубу, передающую толкающую силу к передаточному рычагу. Деталь требует регулярного ухода для защиты от коррозии и механических повреждений.
- Амортизатор. Его задача — снизить и компенсировать силу, направленную на шток во время торможения транспортного средства. Он помогает сделать процесс остановки авто и прицепа плавным. Если во время притормаживания происходят рывки или прицеп ударяется о корпус машины — необходимо поменять амортизаторы или обратиться к специалистам для регулировки. Чаще всего деталь изнашивается во время езды по неровным дорогам, поэтому ее необходимо регулярно проверять.
- Коромысло или передаточный рычаг. Соединяет между собой тормоз наката и тягу. Выбирать его стоит исходя из типа колесного тормоза. Элемент требует постоянной смазки оси.
- Корпус. Основа на которую крепятся все детали механизма. Представляет собой стальную или чугунную болванку.
- Резиновая гофра. Защищает части системы от пыли, влаги, грязи, коррозии.
Это основные элементы. Кроме них рекомендуют предусмотреть аварийную и стояночную системы. Они состоят из ручного тормоза и страховочного троса. Ручник работает по тому же принципу, что и аналогичное устройство в машине — полностью блокирует колеса во время стоянки. Второй элемент отвечает за аварийное торможение в случае разрывов троса в дороге.
Тормозной привод
Конструкция представляет собой винтовую шпильку из стали между передаточным рычагом и уравнителями. При увеличении расстояния между тросами и уравнителем она контролирует равномерное растягивания тросов.
Дополнительно устройство может включать в себя кронштейн и наконечник тормозной тяги, приваренные к оси или днищу автоприцепа. Они помогают стабилизировать механизм при раскачивании и предохраняют от притормаживания. Их стоит установить, если приходится ездить по неровным дорогам или в сельской местности. Для дополнительной защиты от провисания, протирания, повреждений рекомендуют использовать держатели.
Принцип работы инерционного тормоза в прицепе легкового автомобиля
Во время плавного или резкого торможения транспортного средства автоприцеп продолжает движение. В это время на сцепное устройство оказывается нагрузка, которую принимает на себя шток и передает пневматическое усилие на передаточный рычаг с тягой и уравнитель тормозных тросов. При получении сигнала они натягиваются и вызывают срабатывание колесных тормозов. Колодки соприкасаются с тормозным барабаном и происходит торможение автоприцепа. Амортизаторы обеспечивают плавную остановку и возвращение системы в стандартное состояние.
Для осуществления движения задним ходом у механических инерционных систем необходимо отключить тормоза вручную, однако на рынке можно найти модели тормоза наката, которые различают торможение и задний ход автомобиля. В этом плане гидравлические конструкции удобнее — у них предусмотрены электроклапаны. При включении задней передачи ток поступает на фонари для прицепа, а оттуда — на клапан. Это перекрывает допуск тормозной жидкости к колесам.
При выборе и установке тормозного устройства для прицепа лучше обратиться к профессионалам. Они подскажут модель исходя из ваших целей и помогут смонтировать устройство безопасно.
Оставит отзыв
Ваш электронный адрес и телефон не будут опубликованы.
Комментарии